Красиков Сергей Павлович |
Вернуться на главный сайт Кормиловского лицея
Красиков Сергей ПавловичСергей Павлович КРАСИКОВ- ответственный секретарь Московской региональной организации писателей - участников Великой Отечественной войны, капитан запаса. Воевал в составе 13-го мотострелкового полка, в.ч. 3220. Награждён орденом "Отечественной войны" II степени, 19-ю медалями. Сергей Павлович являлся членом поэтического бюро Московской городской организации Союза писателей России, лауреатом литературной премии имени Константина Симонова и песенной премии имени Алексея Фатьянова «Соловьи, соловьи», автором свыше пятидесяти книг и четырёхсот песен. Сергей Павлович Красиков родился 10 октября 1928 года в деревне Александровка, что некогда принадлежала селу Сыропятское Кормиловского района Омской области. Сейчас от близкой сердцу поэта и писателя деревушки не осталось ничего - только добрая и светлая людская память. Приезжая в родные сибирские дали, Сергей Павлович обязательно заглядывал в уютный уголок-Александровку. Смотрел на высокое место, где стоял его бревенчатый дом. «Вот она, моя пуповина, где я явился миру «под разлив листопада и грустный напев журавлей» - говорил Сергей Павлович, и глаза его грустнели. Он уходил в себя. Задумчиво ступая, удалялся в сторону степи и березовых колков, где слушал родную землю. "...Земля молчит. Сразу после войны высокий, статный сибиряк Красиков оказался в Кремлевском полку. Свято исполнял воинский долг. Через некоторое время его произвели в офицерские чины. Но тяга к литературе, к поэзии не отпускала. Рифмы, сложенные в свободные от службы часы, С.П.Красиков рассылал в газеты, журналы. Однако публиковались они со скрипом.
Неся службу, заочно окончил факультет журналистики МГУ.
Отслужив 18 лет, капитан С. Красиков вышел в отставку и полностью отдался творчеству. Был редактором Библиотеки избранной лирики. В издательстве «Молодая гвардия» редактировал альманах «Поэзия». И все писал, писал и писал...Стали выходить сборники его стихов. В 1963 г. в Москве вышла его первая печатная книга «Басни». «На грани мистики» - совсем другое по тематике, больше похожее на научное исследование, произведение писателя. С.Красиков, член Союза писателей, сам автор многих гениальных поэтических строчек и текстов известных песен, провел удивительное расследование необъяснимых роковых предчувствий и предсказаний в жизни А.Пушкина, М.Лермонтова, М.Цветаевой, П.Васильева, Б.Пастернака, В.Федорова, Н.Рубцова, В.Высоцкого, И.Талькова. Мы знаем, что все эти талантливые люди ушли из жизни преждевременно, автор рассказывает о своей оценке трагических событий в жизни каждого из них. В яркой художественной форме автор говорит о событиях, предшествовавших трагической гибели Гениев. Приводятся факты, которые многим не были известны. К 1978 году он занял прочное место в поэтической среде, стал членом Союза писателей СССР. Перевёл 12 книг с белорусского. В издательстве «Мастацкая литература» вышел его поэтический сборник «Полесские мотивы» и объёмные книга поэзии «Глазастая бессонница моя». Обе эти книги прекрасно оформлены женой С.Красикова, Нинель Ивановной Счастной, иллюстрированы репродукциями её картин. В 1997 году в издательстве «Современник» вышла объёмная книга С.Красикова «Возле вождей», повествующая о «кремлёвских тайнах». Предисловие к книге "Возле вождей""В армию я был призван в самом конце войны и вскоре в составе 13-го мотострелкового полка принимал участие в боевых действиях. После Победы судьбе было угодно определить меня на службу в подразделение особого назначения - полк по охране Московского Кремля. Исполнив свой солдатский долг, я продолжил службу уже в звании офицера. На Олимпе коммунистических богов от Сталина до Горбачева повидать пришлось всякое, о чем, кстати, говорить не помышлял, если бы не "ревущая на всех углах мемуарная литература". Отделить истину от навета, явное от мнимого нельзя будет, как мне думается, до тех пор, пока государственные мужи не внемлют предупреждению: если в прошлое бросить камень, оно в тебя выстрелит. Потому хорошее прошлое хочу защитить, плохое - показать в его свете, чтобы кое-кому послужило уроком. И самое главное, воспоминания мои зиждутся не только на личных впечатлениях, но и на рассказах многих безмолвных слуг Отечества, которые в силу своей скромности и здесь пожелали остаться в тени. Я склоняю перед ними, живыми и ушедшими в мир иной, свою голову, а читателей прошу — не обессудьте!" Книга "Дорогами победы"ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫСб. произведений писателей — участников Великой Отечественной войны: в 2 т. - М.: ЗАО «Картуш". 2005. ~ Т. 2. -416 с. Рецензент B.C. Липатов Главный редактор журнала Юность Общественная редколлегия: С.В. Михалков (председатель), М.Н. Алексеев, Ю.В. Исаев. Е.А. Исаев, В.В. Карпов Редакционный совет: В.П. Иванов (председатель), С.П. Красиков, С.И. Шуртаков, Л.И. Вьюник В двухтомник включены произведения московских писателей о Великой Отечественной войне. Среди авторов и те, кто сложил голову на фронтах, и те, кто ушел из жизни в послевоенные годы, и те, кто сегодня находится в строю. Двухтомник посвящается 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. В двухтомнике опубликованы несколько произведений С.П. Красикова: КРЕМЛЕВСКАЯ ЧЕХАРДА СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ СТОНЫ И ПЛАЧИ НА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ДАЧЕ ПОПЫТКИ ПОКУШЕНИЙ НА СОВЕТСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ КАК ВЫШИВАЛ УЗОРОМ ПОЭТ С ГОРЯЩИМ ВЗОРОМ ПРОРОЧЕСКОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ СТАЛИНЫМ СОБСТВЕННОЙ ГИБЕЛИ АРЕСТОВАТЬ БЕРИЮ СТАЛИН НЕ УСПЕЛ Из предисловия к книге "Охранный свет"Творчество ответственного секретаря Московской региональной организации писателей - участников Великой Отечественной войны, члена поэтического бюро Московской городской организации Союза писателей России, лауреата литературной премии имени Константина Симонова и песенной премии имени Алексея Фатьянова «Соловьи, соловьи» Сергея Павловича КРАСИКОВА стоит в одном ряду с лучшими образцами русской прозы, поэзии и песни, и потому с каждым годом завоевывает читателей искренностью и чистотой. Автор свыше пятидесяти книг и четырёхсот песен, он отмечает своё семидесяти пятилетие новым сборником стихов «Охранный свет», основу которого составляют стихи о любви, верности долгу и чистоте взаимоотношений. Думая о вечности, поэт говорит: «Над нашей суетной судьбой в осенний вечер ведут беседу меж собой душа и вечность».
Наряду со стихами для взрослого читателя, в этой книге имеется и детский раздел, для совсем маленьких наших друзей.
Надеемся, что после прочтения этой книги читатели станут чуть добрее, приветливее и одухотворенней." Из научной работы Яценко Анны Валентиновны, учащейся 11а класса МОУ «Кормиловская СОШ №1» «Поэтика «Лесной энциклопедии» С.П.Красикова», руководитель работы - Черепанова Елена Валентиновна, преподаватель литературы МОУ «Кормиловская СОШ №1», 2007 г..: "9 января 2007 года сердце Красикова остановилось. Он умер у себя дома, в московской квартире на Грайвороновской улице. И хотя Москва стала его второй родиной, через всю жизнь пронес Сергей Павлович в своем сердце любовь к родному Сибирскому краю: "Я родился в Сибири Творчество Красикова знают немногие, только самые увлеченные и влюбленные в историю родного края люди. Сведения о поэтах-земляках и писателях краеведы собирают по крупицам , чтобы не дать зарасти быльем дела и память людей, из будничного труда которых и складывалась история..." Из книги Я.И. Борисова "Листая летопись времен":"...Вернувшись с фронта по ранению, я работал тогда в Кормиловском райкоме комсомола. В период сельскохозяйственных кампаний (а таковые сменялись одна на другую почти круглый год) по заведенному правилу партийный актив райцентра направляли в колхозы и совхозы в качестве уполномоченных райкома партии. На весенний сев меня послали в колхоз им. Партизана Щетинкина. Это была небольшая деревушка об одной улице на крутом яру Омки - Александровка. Посевные дела в колхозе шли неважно. Я дневал и ночевал на полевом стане в трех-четырех километрах от деревни, где размещались пашни. Выделенный от МТС единственный трактор ХТЗ который день стоял под кроной раскидистой березы. Тракторист -русоволосый парнишка- гоношился у разобранной машины, но никак не мог сладить с нею. На пахоте и посеве более-менее выручали кони. На полевом стане было три или четыре пары гладких, ухоженных рабочих лошадей, с расчесанными гривами и челками. Видно их холили и берегли. Конюхом в колхозе был рослый юнец Сережа Красиков - секретарь комсомольской организации. Там мы и познакомились. А через некоторое время Сергей пришел в райком комсомола с листком незатейливых рифм. Мы вдвоем приглаживали его первые вирши, как помнится, на тему «колонны-знамена». И вот в районной газете «Большевистское слово» впервые появляется имя «С.Красиков». То было время, когда по радио днями напролет звучали прекрасные стихи, великолепные произведения прозы, народная музыка-живые напевы Родины. Это питало духовный мир человека. Не было и в помине пошлости, разрушающей попсы, от которой сегодня не знаешь, куда деться. Вскоре Сергей ушел в Советскую Армию. И оттуда шли в районную газету его стихи, басни, рассказы. В то время я уже работал в редакции Кормиловской газеты и с удовольствием отправлял автору-земляку публикации подборок его стихов, а то и целые «литературные страницы». Так завязалась наша переписка, которая длится уже почти шестьдесят лет...." Поэтика в творчестве КрасиковаИз научной работы Яценко Анны Валентиновны, учащейся 11а класса МОУ «Кормиловская СОШ №1» «Поэтика «Лесной энциклопедии» С.П.Красикова», руководитель работы - Черепанова Елена Валентиновна, преподаватель литературы МОУ «Кормиловская СОШ №1», 2007 г.:В творческом порыве С.П.Красиков создал много замечательных книг, которые трогают сердце и радуют глаз. Одна из них - «Лесная энциклопедия» - появившаяся на свет в 1997 году. Главной темой этой книги, написанной очень интересным с точки зрения стилистики языком, является тема природы. Стилистическое своеобразие «Лесной энциклопедии» заключено в своеобразном смешении трёх речевых стилей -публицистического, научного и художественного. Захватывающей эту книгу делает поэтика. Без неё никуда. Именно она придаёт творениям мастера обаяние, очарование, делает их прекрасными и волнующими. Она привлекает внимание читателей, учит их изысканности и совершенству. Книга «Лесная энциклопедия» содержит в себе множество интересных фактов, наблюдений, раскрывающих красоту и волшебство нашего русского леса, его удивительную силу, эстетическую и благотворную мощь. Автор исследует влияние леса на окружающую природу, души людей и излагает это на страницах книги. Чтение этой книги обогащает нас не только знаниями о деревьях, кустарниках, травах. Книга интересна и с точки зрения нравственно-философского отношения к природе. Автор ненавязчиво поднимает вопросы экологии, давая понять, что именно отношение к природе может выступать в качестве проверки духовной состоятельности человека. В книге рассказывается о 61 растении и дереве. Из них 33 произрастают на территории России. Каждая из «статей», входящих в «Лесную энциклопедию», строится по определённому плану: повествование предваряется стихотворным эпиграфом, который в очень сжатой, но ёмкой форме даёт представление о растении, о котором будет говориться. Затем, используя научно-популярный стиль, автор даёт точные сведения о растении, приводя необходимые цифры и факты. А затем следует целая «россыпь жемчужин», подтверждающих необычность, чудесность каждого растения. У каждого растения автор непременно находит «изюминку», которая становится центром повествовательной художественной части. В этом автору помогают легенды, мифы, библейские предания, литературные и музыкальные ассоциации и, конечно, сказки. Именно эту составляющую поэтики книги хочется рассмотреть в первую очередь. Легенды «Лесной энциклопедии»Из научной работы Яценко Анны Валентиновны, учащейся 11а класса МОУ «Кормиловская СОШ №1» «Поэтика «Лесной энциклопедии» С.П.Красикова», руководитель работы - Черепанова Елена Валентиновна, преподаватель литературы МОУ «Кормиловская СОШ №1», 2007 г.:"В книге «Лесная энциклопедия» 20 легенд. Они делают книгу запоминающейся и необычной. Использование легенд придает особый интерес рассказам о растениях и деревьях. Среди их многообразия самыми интересными, на мой взгляд, являются легенды о кипарисе, волчьем лыке, липе. Легенда, которую мне хочется проанализировать в первую очередь, посвящена прекрасному кипарису. Ведь неслучайно, желая подчеркнуть стройность и изящество человека, мы говорим о нём, что он стройный, как кипарис. С.П.Красиков исследует корни такого отношения к кипарису. По древнегреческой легенде, жила в Крыму красавица Кипариса. Полюбила она красивого юношу, и решили молодые пожениться. Но были они бедны, и в поисках счастья отправился юноша в дальнее плавание. Долго ждала своего желанного Кипариса, каждый день выходила на высокий прибрежный утёс в надежде на появление корабля в море. Когда же, наконец, поняла, что не дождаться ей своего возлюбленного, воздела в горе руки, да так и осталась стоять, превратившись в стройное красивое дерево. Возможно, следуя этой легенде, появилось выражение «стройная, как кипарис». Мне кажется, что эта легенда была создана для того, чтобы показать нам, людям, что может сделать с человеком любовь. Ведь оживить влюбленную девушку могло только появление любимого. А раз его нет, то зачем жить? Зато в память о силе этой любви осталось на нашей планете прекрасное, стройное дерево... А для меня после знакомства с этой легендой кипарис ассоциируется с прекрасной влюблённой, которой не суждено дождаться возвращения любимого. А.С.Пушкин писал, что к кипарису, росшему около дома Раевских в Гурзуфе, он испытывал даже тёплое дружеское чувство. Кипарис пробуждает в авторе и литературные ассоциации: кроме уже упомянутого отношения А.С.Пушкина к кипарису, мы встречаем и воспроизведение отрывка из прозы Новикова, который в романе «Пушкин на юге» цитирует беседу поэта с монахом Георгиевского монастыря. «Пушкин тихонько спросил: - Вы всё о маслине. А что о кипарисе скажете? Монах поглядел исподлобья: - А кипарис есть дерево смерти. Пушкин невольно сжал брови, точно его укололи в самое сердце». И здесь звучит другая, античная легенда о кипарисе. У древних греков кипарис считался деревом траура и был посвящен богу подземного царства Аиду. Им украшали дом покойника, выращивали его на кладбищах. Китайцы относились к кипарису, как и древние греки, считая, что это дерево символизирует бесконечность существования человеческой души. А персы рассматривали кипарис как особо священное дерево, связывая его с культом огня и почитали как символ бога Омруза - правителя светлого небесного царства, творца всех богов и материального мира. Священным деревом считали кипарис и в древней Индии. Христианство также относилось к кипарису благосклонно. Другая легенда говорит не о любви, а о противоположных чувствах. Ведь именно они дали название одному из самых ядовитых растений - кустарнику волчье лыко. По старой-престарой легенде, волк однажды опоздал на совет зверей, где растениям давали имена, и потому ни одно из растений не было названо в честь волка. Волк так рассвирепел, что с досады стал сдирать кору со стоящего рядом кустарника. Звери, желая утихомирить разбушевавшегося хищника, решили назвать кустарник в его честь «волчьим лыком». И правильно сделали: ядовитость этого растения непредсказуема. Всё повествование о волчьем лыке построено на антитезе. Автор сначала приводит другое, более поэтичное название этого растения - дафна, затем описывает внешний вид радующего глаз кустарника, используя красочные эпитеты: чудный запах, тоненькие веточки, алые цветочки. Но вся эта внешняя красота только прикрывает ядовитую суть растения. Легенда про волка рассказывает нам о том, что иногда, дабы избежать несчастья, приходится идти на уступки, даже если это несправедливо по отношению к другим. В качестве примера используется история, произошедшая с волком. Легенда учит нас тому, что не нужно поступать так же, как волк, наоборот, нам на его месте следовало бы прийти на совет вовремя и по-честному получить то, что хочешь." «Лесная энциклопедия» |
Вверх
Вернуться на главный сайт Кормиловского лицея